Профориентация
ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ
С этой целью:
- Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
- Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
- Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
- Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Подумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически, — и действуй!
- Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.
- Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
- Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
I. Незнание правил выбора профессии:
1. Выбор за компанию.
2. Перенос отношений к человеку на саму профессию.
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
5. Неумение определить путь получения профессии.
II. Незнание самого себя:
1. Недооценка своих физических способностей.
2. Незнание своих психологических особенностей.
3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
III. Незнание мира профессий.
1. Увлечение только внешней стороной профессии.
2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
3.Предубеждение в отношении престижности профессии.
Самые востребованные и самые непопулярные профессии в Беларуси
ОПРОСНИК для выявления готовности к
ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
(по В.Б. Успенскому)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Инструкция: прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет».
- Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Неважно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
- Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».
Обработка и интерпретация результатов: проставьте полученные варианты ответов в два столбца:
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором —
сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите
уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 – 6 баллов – неготовность,
7 – 12 баллов – низкая готовность,
13 – 18 баллов – средняя готовность,
19 – 24 балла — высокая готовность.
Полезные ссылки на интернет-ресурсы по профориентации
Что нужно знать при выборе учебного заведения
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.
- Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
- По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
- Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
- Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
- Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
- Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
- Какова продолжительность обучения?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
- Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
- Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
- Где находится учебное заведение и какое его полное название?
Полезные ссылки на интернет-ресурсы по профориентации:
Гомельский областной профориентационный портал http://rct.gomel.by/portal/
Профориентационный тест https://www.abiturient.by/proftests
Методический кабинет профориентации http://metodkabi.net.ru
Профориентация: кем стать? http://www.proforientator.ru
Азбука профессий http://www.kto-kem.ru
Полезные сайты для абитуриента:
http://abiturient.by Каталог ВУЗов и специальностей. Информация приемных комиссий ВУЗов. Программы вступительных экзаменов по основным предметам. Мониторинг вступительной кампании.
http://kudapostupat.by Справочник высших и средних учебных заведений, курсов по подготовке к ЦТ, образовательных центров. Графики проведения репеционного и централизованного тестирований. Новости образования.
http://www.kariera.by Анонсы учебных курсов, семинаров, стажировок и стипендиальных программ. Каталог учебных учреждений, кадровых агентств, образовательных центров. База резюме и вакансий. Советы по трудоустройству.
http://rikc.by Республиканский институт контроля знаний. Все самое важное о ЦТ, в том числе «Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования», график проведения ЦТ и РТ и многое другое.
http://www.adu.by Образовательный портал Национального института образования Республики Беларусь. Билеты выпускных экзаменов, каталог образовательных услуг, новости сферы образования.
http://www.obrazovanie.by Образование и обучение в Беларуси. Образовательные услуги, статьи, форум и многое другое.