Профориентация

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Необходимо отнестись к этому этапу жизни ответственно.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут туда, куда придется), личных и общественных интересов, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  1. Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать    профессией),    склонностях    и    способностях, особенностях      своего      характера      и      физических возможностях.
  2. Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  3. Ознакомься с профессиями,  которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно    избираемую   профессию    или   группу родственных профессий.
  4. Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся     побывать     на    рабочем    месте     этих специалистов,   ознакомься с характером и условиями труда. Подумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически, — и действуй!
  5. Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.
  6. Сопоставь  свои личные  качества   и  возможности   с характером той профессии, которую ты выбрал.
  7. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  I. Незнание правил выбора профессии:

1. Выбор за компанию.

2.  Перенос отношений к человеку на саму профессию.

3. Отождествление учебного предмета с профессией.

4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

5. Неумение определить путь получения профессии.

II. Незнание самого себя:

1. Недооценка своих физических способностей.

2. Незнание своих психологических особенностей.

3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

III. Незнание мира профессий.

1. Увлечение только внешней стороной профессии.

2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

3.Предубеждение в отношении престижности профессии.

4. Незнание требований профессии к человеку.

Самые востребованные и самые непопулярные профессии в Беларуси

В программисты или строители? С руками оторвут!
1. Программист
Лидерство среди самых востребованных специалистов захватили, безусловно, программисты. Белорусским компаниям требуется все больше сотрудников такого профиля, однако львиную долю забирают IT-компании. Кроме того, большой спрос на белорусских программистов за рубежом. В результате возник огромный дефицит, и опытным программистам готовы платить зарплату в размере $2,5 тыс. $3 тыс. Только найти их более чем сложно…
2. Топ-менеджер
Понятно, что это не профессия. В этом блоке мы объединили все топ-менеджерские вакансии, вроде директоров по логистике, финансовых директоров, коммерческих, по маркетингу, по персоналу, по строительству, по производству, и просто директоров. По большому счету, все они нарасхват. «Опытных руководителей, готовых эффективно работать в современных условиях, в Беларуси очень мало. Поэтому образовался некий вакуум: найти грамотного специалиста, подходящего под требования работодателя, очень сложно. Даже на довольно высокую зарплату, которая может превышать $5 тыс.», – отмечает С.Коростелева.
3. Строитель
Речь идет, в данном случае, о квалифицированных кадрах, руководителях среднего звена, ГИПах, ГАПах, инженерах-проектировщиках, конструкторах, технологах.
Хотя, безусловно, востребованы в большом количестве и простые рабочие. Но, как отмечает эксперт, наибольшим спросом пользуются руководители по строительству и инженеры со знанием английского языка.
«В Беларуси и в Минске в частности идет активное строительство инвестиционных объектов, и инвесторы едва ли не в очереди стоят за нашими специалистами. В первую очередь речь идет о Катаре, Омане, Израиле и других инвесторах с Востока», – отмечает С.Коростелева.
По ее словам, должность главного инженера в коммерческих белорусских компаниях стоит часто от $2000 до $3-3,5 тыс. «Это нормальная зарплата. И до кризиса 2008 года на них был повальный спрос. Компании приходили и говорили: о деньгах можно не думать, главное, чтобы специалист нашелся. Сейчас спрос снизился, однако эти профессионалы по-прежнему востребованы», – отметила эксперт.
Что же касается инвесторов, то они, признается С.Коростелева, «немного жадничают на первых порах». «Приезжают инвесторы из восточной страны, начинают просчитывать рынок, говорят, что они крутые, и предлагают… $1,5-2 тыс. Берут одного такого «недорогого» специалиста, потом второго, а затем уже ищут нормального за рыночную зарплату. Дело в том, что информацию по зарплатам они берут, в первую очередь, в Белстате или в центрах занятости. И ориентируются на среднюю зарплату по стране, что аналогично средней температуре по госпиталю», – рассказала собеседница.
4. Инженер-продавец
Также актуальная вакансия для специалистов с техническим образованием. Спрос на них сейчас возрастает. «Сейчас у нас развивается рынок B2B, на подъеме находятся компании, занимающиеся продажей оборудования. Спрос есть, а вот кадров не хватает. Парадоксальный факт: инженеры, работающие на госпредприятиях за Br2-3 млн. в месяц, очень инертны. И их сдернуть с насиженного места, даже предлагая зарплату на порядок выше, практически невозможно! Даже для того, чтобы пригласить на собеседование, надо чуть ли не на коленях перед ними стоять. Потом же они очень долго принимают решение. Но в таком случае заказчик может и передумать», – рассказывает директор агентства «Квадрат».
Кто скрестил экономиста с менеджером?
1. Экономист-менеджер
Именно экономисты-менеджеры (так у них записано в дипломе о высшем образовании), являются, на сегодняшний момент, главными претендентами на вынужденную смену профессии. «Они сейчас никому практически не нужны. При этом многие работодатели так и не понимают, что это за профессия такая, странная и неконкретная. Вроде, уже и не экономист, но еще и не менеджер… К сожалению, большинству людей с таким образованием приходится заново выбирать профессию, идти в секретари, сотрудники отдела ВЭД, операционисты в банке, администраторы, менеджеры по продажам, продавцы в розницу, охранники…», – констатирует эксперт.
2. Журналист
Журналистов сейчас тоже слишком много. «Многие считают, что никаких специальных знаний для работы в журналистике не надо – в результате мы сегодня имеем огромное количество профессиональных, полупрофессиональных и совсем непрофессиональных журналистов. Переизбыток сбил цену и практически никто на рынке не предлагает высокой зарплаты специалистам в этой области», – пояснила С.Коростелева. Исключение составляют авторские проекты на TV или радио, например. Особо одаренные и трудолюбивые журналисты чаще всего работают на несколько изданий, и благодаря этому процветают. Других талантливых переманили в отделы рекламы крупные коммерческие компании.
3. Менеджер по продажам
Спрос на менеджеров по продажам, как, впрочем, и на других специалистов среднего и низшего уровня упал очень сильно. «Речь идет о вакансиях секретарей, менеджеров по продажам рынка FMCG, бухгалтеров, рядовых маркетологов, кадровиков. Предложения со стороны работодателей для таких специалистов серьезно снизились, пожелания у кандидатов также стали более умеренными», – комментирует эксперт. По ее словам, одновременно со снижением предлагаемой зарплаты возрастают требования к квалификации кандидатов. Речь идет о скорости работы и производительности труда, опыте, дополнительных компетенциях и знаниях.
«При этом у работодателей по-прежнему существуют иллюзии. Многие просят: дайте мне «золотого» продавца, который распродаст весь наш склад, который забит уже пятый год, а мы ему будем платить столько, сколько он захочет. Таких не бывает», – объясняет собеседница.
4. Специалист из области FMCG
Как отмечает эксперт, практически до нуля упал спрос на специалистов, работающих в области FMCG (продажа товаров повседневного спроса – ИФ). «Скорее всего, это обусловлено уходом с рынка ряда крупнейших игроков», – отметила С.Коростелева.
Комментируя ситуацию, С.Коростелева отметила уникальную особенность Беларуси. «По сути, в нашей стране есть два рынка труда, которые практически не пересекаются: государственный, в котором сотрудники переходят с госпредприятия на госпредприятие, меняя зарплату с Br2,5 млн. на Br3 млн., и коммерческий, где совершенно иной порядок зарплат», – отметила она. Добавив при этом, что «те люди, которые работают на госпредприятиях, строят такие же дома, покупают такие же машины и дачи, как и работники коммерческих компаний».

ОПРОСНИК для выявления готовности к
ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
(по В.Б. Успенскому)

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Инструкция: прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет».

  1. Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
  2. Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья.
  5. Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома.
  6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Неважно, кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
  14. Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию.
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».

 

Обработка и интерпретация результатов: проставьте полученные варианты ответов в два столбца:

 

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором —

сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите

уровень готовности школьников к выбору профессии по                                              следующей шкале:

 

0 – 6   баллов – неготовность,

7 – 12 баллов – низкая готовность,

13 – 18 баллов – средняя готовность,

19 – 24 балла   — высокая готовность.

 

Полезные ссылки на интернет-ресурсы по профориентации

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Полезные ссылки на интернет-ресурсы по профориентации:

Гомельский областной профориентационный портал http://rct.gomel.by/portal/

Профориентационный тест https://www.abiturient.by/proftests

Методический кабинет профориентации http://metodkabi.net.ru

Профориентация: кем стать? http://www.proforientator.ru

Азбука профессий http://www.kto-kem.ru

Полезные сайты для абитуриента:

http://abiturient.by  Каталог ВУЗов и специальностей. Информация приемных комиссий ВУЗов. Программы вступительных экзаменов по основным предметам. Мониторинг вступительной кампании.

http://kudapostupat.by  Справочник высших и средних учебных заведений, курсов по подготовке к ЦТ, образовательных центров. Графики проведения репеционного и централизованного тестирований. Новости образования.

http://www.kariera.by  Анонсы учебных курсов, семинаров, стажировок и стипендиальных программ. Каталог учебных учреждений, кадровых агентств, образовательных центров. База резюме и вакансий. Советы по трудоустройству.

http://rikc.by  Республиканский институт контроля знаний. Все самое важное о ЦТ, в том числе «Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования», график проведения ЦТ и РТ и многое другое.

http://www.adu.by Образовательный портал Национального института образования Республики Беларусь. Билеты выпускных экзаменов, каталог образовательных услуг, новости сферы образования.

http://www.obrazovanie.by Образование и обучение в Беларуси. Образовательные услуги, статьи, форум и многое другое.